Конференция о фотоискусстве

Фотография – это особый вид искусства. С помощью фотоснимка мы можем рассматривать застывшее мгновение, внимательно изучая те детали, которые не были замечены в реальности.

Существующие различного типа фотокамеры способные запечатлеть качественные фотоизображения, а фотографу лишь остается подобрать понравившийся сюжет и правильно выбрать позицию для осуществления фотосъемки.

20 ноября в поселке Малая Даниловка была проведена конференция о необычном виде искусства, таком как художественная фотография. Ее организовали известный дергачевцам историк-краевед, художник-пейзажист и профессиональный фотограф Р.К. Рыбальченко; заведующая Малоданиловской библиотекой-филиалом №8 Т.П. Сивоконь и локтор философии, доцент кафедры химической метрологии ХНУ им. Каразина В.В. Мельник. Данное мероприятие состоялось в актовом зале поселкового совета. Благодаря чуткому вниманию и поддержке со стороны председателя поссовета А.П. Великанова, его заместителя А.А. Шефского и секретаря Л.Н. Гасан.

Малоданилівська бібліотека-філія №8

На обсуждении присутствовали жители поселка, творческая интеллигенция, учащиеся Малоданиловского лицея, депутаты поселкового совета, а также почетным гостем был бывший председатель поселкового совета с 1987 по 1990 гг. А.П. Сычев.

Малоданилівська бібліотека-філія №8

Конечно же, тема о фотоискусстве никогда не стала бы предметом для обсуждения, если бы в свет не вышла книга Ростислава Кирилловича «Р.К. Рыбалченко и его фотовзгляды», насыщенная снимками и их описаниями. Эта книга не содержит репортажные снимки, а лишь фотографии, имеющие краеведческое и художественное значение. О широком диапазоне фото говорят сами главы книги: «На природе», «Времена года», «Лесные дива – грибы», «На пляже», «Портрет», «Грации», есть и фото знаменитых писателей и популярных артистов эстрады.

В своем выступлении Р.К Рыбальченко сказал, что фотографиями он стал заниматься с конца 50-х годов, но не просто фотографировал детей, родственников. А его занятие носило всесторонний характер, он стремился запечатлеть природу родного поселка и жизнь его людей. Фотографируя, Ростислав Кириллович уже подсознательно писал книгу о своем поселке. Так и получилось, в 2007 году вышла его книга «Край любимый» (слова С. Есенина), которая была иллюстрирована только сотой долей фотографий, составляющих его личный большой архив. Они не вмещаются даже в 15-ти больших фотоальбомах.

Книга «… Фотовзгляды», по словам Ростислава Рыбальченко, реально отражает время 1950-1960 гг., что угадывается в силуэтах одежды того времени, в прическах и даже лицах людей.

Интересные дополнения к докладу Р.К. Рыбальченко сделали Ярослав Яковлев и Олег Шатук. В обсуждении данного вопроса приняли участие доцент ХГЗВА А.С. Яковлев, заведующая отделением социально-бытовой адаптации районного терцентра А.А. Погожих, В.М. Серенко, Л.Я Колесниченко, Л.И. Дорожко и другие.

На конференции также были представлены фотоработы и некоторые виды пленочных фотоаппаратов, выпускавшиеся в СССР до Великой Отечественной войны и послевоенное время с описанием их истории и технических характеристик. Присутствующие на необыкновенном заседании услышали рассказы об истории изобретения первой фотокамеры и первого фотоснимка. Участники и гости конференции имели возможность увидеть эксклюзивные фотографии 50-х годов, сделанные жительницей г. Дергачи, участником боевых действий Великой Отечественной войны В.И. Шевченко, которой в августе этого года исполнилось 89 лет. Валентина Ивановна и сейчас не разлучается с фотоаппаратом. В ее огромной фотоколлекции большое количество интересных фотографий, на которых отсняты тундра, большие льдины, снег, олени, моржи, белые медведи и даже кит. В послевоенные годы В.И. Шевченко работала фельдшером в одной из научных экспедиций. Находясь на Курильских островах, в Магаданской области и на Чукотском полуострове, ей удалось произвести редкие и уникальные фотосъемки этого удивительно красивого края.

Малоданилівська бібліотека-філія №8

Малоданилівська бібліотека-філія №8

Что снимает объектив вокруг?
Что увидел своим «глазом» вдруг?
Он фиксирует на речке льдинку,
Летом – муравья и паутинку…
Объект… Съемка… Обработка –
И готовая в альбоме «Фотка».

Конференция прошла на высоком уровне, с большим вдохновением, интересом и энтузиазмом присутствующих.

Истоки возрождения фотоискусства

С давних пор люди стремились найти способ получения изображения, который бы не требовал от художника писать картины, долго и утомительно сидя у мольберта.

Не одну сотню лет назад было замечено, что луч солнечного света, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение на плоскости оставляет световой рисунок предметов внешнего мира. Попавшие под воздействие света, предметы изображаются в уменьшенных размерах и в перевернутом виде, при этом, сохраняют их точные пропорции и характерные цвета. Это свойство «темной комнаты» было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в ІV веке до нашей эры.

В ХІІІ веке были изобретены очки, стекла которых поспособствовали Галилео Галилею применить их в зрительной трубе, а также на основании ранее открытого закона отражения света в зеркалах, великому ученому удалось создать первый в мире телескоп.

Многие ученые разных стран работали над тем, как полученное изображение можно сохранить, развернув целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре. Наилучших результатов в проведении исследований и опытов над изобретением фотографии добились известные всему миру французские изобретатели Жозеф Нисефор Ньепс, Луи Жак Манде Дагер и английский изобретатель Вильям Фокс Генри Тальбот.

В 1839 году Луи Дагеру впервые удалось сфотографировать человека и получить устойчивое фотоизображение. Это был настоящий успех того времени. С этого момента и исчисляется изобретение первой фотокамеры и первой фотографии. Таким образом, светорисование приобрело новое название – фотографирование.

В 2014 году исполнилось ровно 175 лет со дня начала развития фотоискусства.

Первому советскому серийному фотоаппарату «ЭФТЭ» также исполнилась юбилейная дата – 90 лет. Этот складной пластиночный фотоаппарат, выпущенный в 1929 году, имел формат пластины 9х12 см. и одинарное растяжение меха с откидным рамочным видоискателем, однако объектив и затвор на камеру устанавливались немецкого производства. В 1931 году нового вида фотокамеры «ЭФТЭ-2», собиравшиеся в СССР, снабжались уже советскими комплектующими.

В начале 1934 года в городе Харькове был выпущен первый фотоаппарат, имевший название «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский). Он был собран руками воспитанников детской трудовой коммуны имени основателя Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем Ф.Э. Дзержинского (ныне Куряжская трудовая колония для несовершеннолетних им. А.С. Макаренко, расположенная в Дергачевском районе). Ровно 80 лет тому назад, к концу 1934 года, было выпущено 1800 фотоаппаратов марки «ФЭД», а в 1935 году – 15 тыс. штук, которые легли в основу создания в дальнейшем новых и усовершенствованных моделей фотокамер этого типа, имеющие в настоящее время более 20 разновидностей.

В ходе стремительного технического прогресса такие пленочные фотокамеры уходят в прошлое и на смену им приходят новейшие цифровые фотоаппараты.

Сергей Остапенко

Кiлькiсть переглядiв: 500

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.

Фотогалерея

Дата останньої зміни 02 Травня 2019

Цей сайт безкоштовний!