Страницы истории

Для жителей Малой Даниловки творческие вечера в библиотеке посёлка стали давно традиционными. На одном из них, посвящённом 200-летию со Дня рождения Т.Г.Шевченко, присутствовали работники поселкового совета, депутаты, учащиеся лицея со своим педагогом-организатором Базырь Ларисой, писатели и местные жители. Ведущим был большой любитель и знаток поэзии Кобзаря, доктор филологии Виктор Васильевич Мельник. Со вступительным словом выступил Ростислав Кириллович Рыбальченко, автор многих книг, лауреат премии Д. Багалия, Почётный гражданин Дергачёвского района, журналист, этнограф, краевед, художник и реставратор. Представители литературной студии «Суголосся» прочитали авторские произведения о великом украинском поэте. Вечер прошёл в спокойной атмосфере, с фотографированием и чаепитием.

Общаясь в непринуждённой дружеской обстановке со своим давним знакомым Ростиславом Кирилловичем, мы заговорили о 350-летней истории слобожанских городов, вспомнили три татарских шляха, пролегавших в юго-восточных степях – Муравский, Изюмский, Кальмиусский. Потом речь незаметно перешла на город моего детства – Валки и далее на Змиёв, Балаклею, Изюм. Рыбальченко «розщедрився». Мне удалось выпросить у него на несколько дней очень интересную книгу «Харьковские казаки» (по архивным источникам), изданную в С.-Петербурге, 1914 г. (Тип. Т-ва А.С. Суворина – “Новое Время”)

В этой “древней” книге говорится о том, что «Киевское княжество и другие земли, лежащие по Днепру в 1320 г. были покорены Ольгердом. В состав литовского государства вошли многие русские княжества, следовательно, и русские люди». Литовцы дали энергичный отпор татарам. Стало быстро развиваться «славное Запорожское войско», сыгравшее в судьбе Польши и Крыма далеко не последнюю роль. В книге уделено достаточно много внимания словам «сечь», «кош» и «козак». Последнее слово, кстати, распространено во многих народов мира. Приблизительное его определение: свободный, воин-всадник, но вместе с тем и бродяга, а следовательно, разбойник, грабитель. «С ХV в. это название давалось бродившим в степях татарам, нападавшим на караваны и делавшим набеги на земли Польши и Москвы… Посланный в 1569 г. к ногаям Мальцев в своих отписках называет киргиз просто «казацкими ордами». Очень возможно, что слово это, проникнув из Азии, было присвоено поселившемуся по окраинам народу, сложившемуся из разных сомнительных элементов и ведшему образ жизни, недалеко ушедший от киргизского, т.е. профессионально разбойничьего. Последующим своим поведением запорожцы, так сказать, облагородили это и сделали его для народа, видевшего в казаках своих защитников, славным и дорогим. Название «казаки» после распространилось на всех малороссов (подчёркнуто мною). Особенностью запорожцев было строгое соблюдение безбрачия, что делало их похожими на полумонашеский рыцарский орден, а также общественное устройство, неимение собственности и прочее. От запорожцев требовалось полное призрение к смерти, смелость, соединённая с хитростью, и крайняя подвижность, неутомимость. Принимали людей вольных: шляхта, поповичи, будь то даже татарин, но не «холоп», чтобы можно было петь: «Козак пана не знав з віку…» – подчеркивает в своей книге «Харьковские казаки» Е. Альбовский. (Церковь в Сечи появилась только в ХVІІ в.)

Для читателей, заинтересовавшихся казачеством, сообщаю, что эту книгу можно «скачать с Интернета», уже переизданную (правда, с некоторыми изменениями).

Л. Дорожко

Кiлькiсть переглядiв: 72

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.

Фотогалерея

Дата останньої зміни 26 Червня 2017

Цей сайт безкоштовний!